Интервью Посла России в Чехии А.В.Змеевского Интернет-порталу «Парламентни листы»
1 января 2018 г. исполнилось 25 лет после установления дипломатических отношений между Чешской Республикой и Российской Федерацией. Не могли бы Вы поделиться с нашими читателями Вашими оценками двусторонних российско-чешских отношений на нынешнем этапе.
Действительно, 1 января 2018 года мы отметили символический юбилей – 25-летие установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Чешской Республикой. В ходе прошедшей четверти века наше партнерство основывалось на принципе взаимного уважения и сохраняло устойчивую динамику даже в условиях неблагоприятной международной политической и экономической конъюнктуры.
Отрадно, что между Российской Федерацией и Чешской Республикой поддерживается интенсивный политический диалог. Только в 2017 г. президенты наших стран встречались дважды – в мае в Пекине и в ноябре
в Сочи в ходе официального визита главы чешского государства М.Земана
в Россию. В рамках визита М.Земан также провел переговоры
с Председателем Правительства России Д.А.Медведевым. Интенсивность контактов на высоком политическом уровне подтверждает значение, которое в России и в Чехии придается нашим двусторонним отношениям.
Для развития российско-чешских связей важно, что контакты осуществляются на всех уровнях, в т.ч. по парламентской линии, ведется интенсивное взаимодействие между регионами, поддерживаются отношения между министерствами и ведомствами двух стран.
В приоритете – торгово-экономические связи. Вопреки санкциям, это сотрудничество в прошлом году заметно активизировалось. Нам удалось преодолеть наблюдавшийся последние несколько лет спад во взаимной торговле. Рост товарооборота на 29,7 процента за 2017 г. по сравнению с 2016 г. это наглядно подтверждает.
В 2016 г. совместными усилиями после почти трехлетнего перерыва нам удалось возобновить работу российско-чешской Межправительственной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству. В 2017 г. ее очередное заседание состоялось в Москве,
в настоящее время готовится запланированная на 2018 г. следующая ее сессия в Чешской Республике.
Не менее важное направление нашего сотрудничества – взаимодействие в сфере образования, студенческих обменов, межвузовских контактов. Активно развиваются культурно-гуманитарные связи. Это своеобразный цементирующий элемент, обеспечивающий устойчивое развитие всего комплекса двусторонних отношений, способствующий лучшему взаимопониманию между гражданами наших стран.
Хотел бы затронуть еще одну тему, которая является существенным объединяющим фактором в наших межгосударственных отношениях – наша совместная борьба за свободу Европы в годы Второй мировой войны и общая оценка тех страшных событий. В России высоко ценят отношение чешских граждан и властей к сохранению памяти о десятках тысяч красноармейцев, отдавших свои жизни за освобождение Чехословакии от нацистов в годы Второй мировой войны. Президент Российской Федерации В.В.Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с Президентом Чешской Республики в Сочи выразил М.Земану и всем гражданам Чехии признательность за бережное отношение к нашим воинским мемориалам на чешской территории, где захоронено более 50 тысяч военнослужащих, погибших в боях за свободу Чехословакии, в борьбе с нацизмом. Посольство ежегодно принимает участие в сотнях памятных мероприятий, посвященных освободительным боям, проходившим в Чехии весной 1945 года.
По случаю 25-летия установления дипломатических отношений между Россией и Чехией Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров направил послание на имя заместителя Председателя Правительства, Министра иностранных дел Чешской Республики М.Стропницкого. Его текст опубликован на сайте МИД России и на интернет-странице нашего посольства. В нем выражается убеждение, что накопленный положительный опыт двустороннего сотрудничества будет способствовать дальнейшему развитию российско-чешских отношений на благо народов наших стран и укреплению стабильности и безопасности в Европе.
Вы полагаете, что тема ухода за памятниками и военными захоронениями в Чехии нас объединяет. А как же быть с инициативой района Прага-6 в отношении памятника маршалу Коневу, против которой Ваше посольство протестовало?
Скрывать не стану, что инициативу муниципалитета Праги-6
о размещении на находящемся на площади Интербригады памятнике маршалу Советского Союза И.С.Коневу некой «пояснительной таблички»
мы воспринимаем с тревогой. Именно действия районных властей спровоцировали недавний акт вандализма в отношении монумента
и негативную кампанию в некоторых чешских СМИ в отношении памятника, а значит и памяти об освободителях, которую он символизирует.
В настоящее время на памятнике уже есть табличка, текст которой гласит, что И.С.Конев командовал войсками 1-го Украинского фронта, спасших в мае 1945 года Прагу от уничтожения, и памятник был установлен жителями чешской столицы в 1980 году в благодарность именно за это. Предлагаемые же районными властями изменения направлены на размывание исторического значения памятника как символа освобождения, полностью изменят его идеологию. В октябре прошлого года у нас состоялась встреча с руководством района, в ходе которой обсуждалась сложившаяся вокруг памятника ситуация. Нам прямо сказали, что текст таблички, находящейся в настоящее время на памятнике, не соответствует действительности и его нужно менять. Да и в прессе из уст представителей Праги-6 этот тезис также звучал. Что это, если не грубое искажение истории? Такой подход вызывает, по меньшей мере, недоумение.
Общеизвестно, что основные силы нацистской армии к моменту подхода подразделений 1-го украинского фронта к Праге из города уже вышли. Общеизвестно и то, почему это произошло. Единственной причиной, по которой немецкое командование приняло такое решение, было желание избежать прямого столкновения со стремительно продвигающейся к Праге
по просьбе Чешского национального совета Красной Армией и намерение пробиться в зону, контролируемую войсками западных союзников, чтобы вместе со своими пособниками избежать ответственности за чудовищные преступления, совершенные на восточном фронте.
Хотел бы особенно подчеркнуть, что в России глубоко уважают смелость и решительность жителей Праги, восставших в последние дни войны с оружием в руках против оккупантов. Ведь им противостояла мощная немецкая группировка, находившаяся в первых числах мая 1945 г. в непосредственной близости от Праги. Она насчитывала приблизительно 900 тысяч хорошо вооруженных и имевших боевой опыт солдат и офицеров, которые могли легко овладеть городом. Что бы тогда произошло с чешской столицей нетрудно догадаться. Так что Прагу от уничтожения, а ее жителей от массовых расстрелов спасли именно войска 1-го Украинского фронта под командованием маршала И.С.Конева.
К тому же именно подразделения 1-го Украинского фронта во главе
с маршалом И.С.Коневым внесли существенный вклад в прекращение ужасов Холокоста, освобождение печально известных нацистских фабрик смерти Освенцим и Терезин. На этом фоне планы районных властей бросить тень на советского военачальника нас не могут не удивлять.
Возникшая по инициативе чешской стороны ситуация вокруг памятника является нетипичной для нашего двустороннего взаимодействия. Что же касается затеянной вокруг монумента маршалу возни, то свою позицию мы официально изложили Министерству иностранных дел Чешской Республики и руководству района Прага-6. Кстати, действия этого муниципалитета в отношении памятника маршалу И.С.Коневу вызывают чувство протеста не только у России. В конце декабря 2017 г. с коллективным письмом к заместителю Председателя Правительства, Министру иностранных дел Чешской Республики М.Стропницкому обратились аккредитованные здесь послы Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана и России. В нем содержится призыв оказать необходимое влияние на руководство Праги-6. Не остается в стороне и чешская общественность. 21 ноября прошлого года в Праге состоялся митинг в поддержку сохранения памятника И.С.Коневу в неизменном виде с участием многочисленных общественных организаций, ветеранов, представителей российской диаспоры. Убеждены, что памятники борцам с нацизмом заслуживают уважительного отношения, и рассчитываем, что памятник будет сохранен в его изначальном виде.
Господин Посол, в ноябре прошлого года Президент М.Земан совершил официальный визит в Российскую Федерацию. Как бы Вы оценили его итоги?
Это стало важнейшим событием в российско-чешских отношениях за последние несколько лет. Состоявшиеся переговоры главы чешского государства российским руководством позволили обсудить весь комплекс двусторонних отношений, актуальные международные и региональные проблемы. Символично, что чешская делегация также посетила один из ведущих экономических центров нашей страны – Свердловскую область. Выбор наших партнеров не случаен. Чехия поддерживает весьма активные контакты с этим субъектом Российской Федерации. В целом, экономическим связям между нашими странами было уделено приоритетное внимание. Господина Президента сопровождала крупнейшая в истории наших отношений делегация чешских предпринимателей из 140 человек. Состоялись два масштабных бизнес-форума в Москве и Екатеринбурге, по итогам визита было подписано 13 контрактов общей стоимостью 950 млн. долл. США. А главное – обозначен еще больший потенциал делового взаимодействия между нашими странами.
Во многом такой интерес чешского бизнеса к сотрудничеству с Россией связан с объективными конкурентными преимуществами, которые есть у чешских предпринимателей на российском рынке. Это не только богатейший опыт работы в нашей стране и доскональное знание ее специфики, но и культурная и языковая близость наших народов, умение понять запросы российского потребителя.
Помимо экономической повестки дня значительное внимание было уделено взаимодействию в культурно-гуманитарной сфере. Находясь
в российской столице Президент М.Земан торжественно открыл
в «Историческом музее» выставку «Сокровища Пражского Града».
В ходе визита учрежден российско-чешский дискуссионный форум, представляющий собой новую площадку для диалога и обмена мнениями представителей гражданского общества двух стран по наиболее актуальным вопросам двусторонней и международной повестки дня. С российской стороны координаторами этого проекта назначены ректор Московского государственного института международных отношений, академик А.В.Торкунов и Специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству М.Е.Швыдкой. С чешской стороны данную структуру возглавит директор Института международных отношений при МИД Чехии П.Кратохвил. Первое заседание форума намечено провести в Праге в текущем году. В учредительном документе форума зафиксировано намерение сторон вести диалог в деполитизированном ключе. В настоящее время готовится программа, обсуждаются темы, которые будут включены в повестку заседания. Предварительно звучали такие темы, как двустороннее сотрудничество в сфере образования и история российско-чешских отношений в контексте юбилейных дат, отмечаемых в 2018 г.
Тема непростых страниц совместной истории в ходе визита также звучала. В контексте появившейся в российском сегменте интернета в ходе пребывания в России М.Земана авторской статьи, посвященной чехословацким событиям 1968 г., у меня сложилось впечатление, что некоторые чешские журналисты попытались ее использовать для того, чтобы обвинить российскую сторону в искажении исторических фактов. В этой связи хотел бы напомнить, что оценка событий 1968 г. дана в преамбуле российско-чешского Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве от 26 августа 1993 года. В частности, в нем значится, что стороны окончательно подвели черту под тоталитарным прошлым, связанным с недопустимым применением силы против Чехословакии в 1968 году и дальнейшем неоправданным пребыванием советских войск на чехословацкой территории. Это официальная позиция, на протяжении последних 25 лет она не менялась. Она неоднократно подтверждалась руководством России, в т.ч. в ходе визита чешского президента в нашу страну в ноябре 2017 г., и пересматривать ее не собираемся.
В ходе визита Президента были подписаны контракты на сумму свыше 20 миллиардов крон. Однако ряд чешских политиков обращал внимание на негативный опыт прошлого, когда российская сторона не выполняла условия соглашений, а некоторые фирмы даже обанкротились. Речь идет, например, о проекте электростанции «Полярная». Сможет ли российская сторона гарантировать, что
в будущем ничего подобного не случится?
Небольшое уточнение – речь идет о вопросах, связанных
не с межгосударственными отношениями, а с коммерческими связями между отдельными компаниями наших стран. Говорить о том, что российская сторона не выполняет условия соглашений, не корректно. Тем не менее, на официальном уровне особое внимание уделяется проблемным проектам в России, в т.ч. реализуемым при поддержке Чешского экспортного банка. По некоторым из них уже удалось найти взаимовыгодные решения. По другим, в частности по строительству ТЭС «Полярная», также ведется совместная работа в рамках российско-чешской Межправительственной комиссии, и будем надеяться, что приемлемые решения найдутся. Для того чтобы подобные ситуации не возникали в будущем необходим внимательный и осторожный подход, тщательная оценка всех рисков как российскими, так и чешскими партнерами, в особенности институтами государственной поддержки внешнеэкономической деятельности.
Российские загранучреждения в ЧР продолжат оказывать всестороннее содействие деятельности наших предпринимателей в Чехии и чешских
в России, в т.ч. осуществлению бизнес-миссий в нашу страну. Благо
для этого у нас есть немало инструментов. Я уже упоминал Межправительственную комиссию, играющую ключевую роль в реализации совместных бизнес-проектов как в России, так и в Чехии. Помимо этого в рамках Международной машиностроительной ярмарки в Брно ежегодно проводится «Российский бизнес-день». Эта площадка и в прошлом активно использовалась для продвижения чешских проектов в российских регионах. Традиционно чешская промышленность широко представлена на выставке «Иннопром» в Екатеринбурге.
Рассчитываем на активное участие представителей Чехии в работе важнейшего политического и делового мероприятия года в России –
XXII Петербургского международного экономического форума, который пройдет с 24 по 26 мая 2018 г. Это мероприятие ежегодно посещают порядка 10 тысяч российских и зарубежных участников, представляющие ведущие мировые экономики и развивающиеся страны. Форум предоставляет широкие возможности для неформального общения участников, установления доверительных деловых контактов, открытого обмена мнениями.
По-прежнему действуют антироссийские санкции Европейского Союза, против которых выступает Президент М.Земан. В какой степени эти санкции и, конечно, ответные российские санкции в отношении ЕС ограничивают российско-чешский торговый обмен? Возможно ли оценить финансовые потери обеих сторон?
Наши торгово-экономические связи продолжают испытывать на себе действие санкционного режима, который лишь ужесточается, вопреки позиции предпринимателей.
По опросам Союза промышленности и транспорта Чешской Республики, чешские промышленные предприятия из-за антироссийских санкций, введенных ЕС, лишаются миллиардов выручки. Почти треть представителей местных предприятий назвала потерю российского рынка невосполнимой. Почти две трети чешских компаний считают, что правительство страны должно добиться ослабления или полной отмены существующих ограничений. Многие чешские предприятия являются поставщиками и субподрядчиками немецких экспортеров, которые также сократили поставки своей продукции на российский рынок. По оценкам Продовольственной палаты Чехии, только потери чешских производителей молочных продуктов от введенных Россией ответных мер за три года составили около 1 млрд крон, а российская доля в объеме экспорта сельскохозяйственной продукции Чехии сократилась с 4 до 1,5%.
Насколько такое положение дел соответствует чешским национальным интересам, судите сами. Могу только констатировать, что экономические отношения не должны быть заложником политических разногласий. Мы против искусственных ограничений, результатом которых являются вполне реальные и весьма ощутимые негативные экономические последствия.
Впрочем, в этой непростой ситуации Россия стремится воспринимать антироссийские санкции, скорее, как окно возможностей, которое необходимо эффективно использовать, чтобы придать дополнительные импульсы формированию технологической, продовольственной, финансовой независимости нашей страны. Для нас более актуален не вопрос, когда будут сняты санкции, а насколько эффективно мы используем представившуюся возможность для укрепления собственной экономической безопасности.
Кроме санкций, по-прежнему сильны опасения вмешательства российских спецслужб в жизнедеятельность западного общества, влияния на выборы и т.д. На этом акцентируют внимание прежде всего некоммерческие организации, включая чешские. Совет национальной безопасности Великобритании утверждает, что российские агенты представляют такую же угрозу, как исламские террористы, в Британии якобы живет 900 тысяч резидентов российских спецслужб, на которых Кремль ежегодно выделяет до миллиарда долларов. Что Вы об этом скажете?
Хотел бы напомнить, что работаю в Чехии. Тем не менее, и отсюда абсурдность содержащихся в Вашем вопросе утверждений очевидна. Фантазии, что в Великобритании орудует почти миллионная армия шпионов – это уже паранойя. Как, впрочем, и провокационная кампания по обвинению России в организации покушения на бывшего сотрудника ГРУ С.Скрипаля и его дочь. Комментарии здесь излишни, Ваши читатели сами все поймут.
Что же касается обвинений России во всех грехах, прежде всего
во вмешательстве в выборные процессы, то мы так и не получили доказательного обоснования этих измышлений. Пока слышим лишь поток неподкрепленных реальными фактами нападок, которые тиражируют средства массовой информации.
Все это не способствует достижению лучшего взаимопонимания. Очевидно, что те, кто за этим стоит, не заинтересован в развитии отношений с Россией. К тому же, происходит все это на фоне вполне конкретных операций американских спецслужб, которые осуществляют глобальную слежку, в т.ч. за мировыми политиками, задействуя и телекоммуникационные возможности. Достаточно напомнить о нашумевшем случае прослушки канцлера Федеративной Республики Германии А.Меркель. Но западные СМИ почему-то предпочитают эту тему не акцентировать.
Теперь вопрос непосредственно о Вашем Посольстве в Праге.
И здесь в СМИ время от времени появляются мнения, что якобы
в Вашем Посольстве слишком много сотрудников. Критики утверждают, что причиной этого является большое число работников спецслужб, шпионов. Я понимаю, что, и если бы это соответствовало действительности, Вам было бы тяжело сказать правду. И, тем не менее, я задаю вопрос. Как обстоят дела на самом деле?
Мы не комментируем публично внутреннюю работу посольств. Это касается как нашего дипломатического представительства в Праге, так
и деятельности посольства Чехии в Москве.
Могу Вас только заверить, что основной задачей любого посольства,
в т.ч. и российского в Праге, является содействие развитию двусторонних отношений. Придаем огромное значение нашему сотрудничеству, у которого серьезные перспективы. Это требует и адекватного профессионального дипломатического сопровождения.
Недавно прошли выборы Президента Чешской Республики. В ходе избирательной кампании из уст одного из кандидатов на этот пост звучали утверждения о вмешательстве России избирательные процессы в Чехии. Что Вы по этому поводу думаете?
Кстати, эта тема как-то очень быстро сошла на нет. Об этом много говорили, но ни до, ни после голосования фактами эти обвинения так и не были подтверждены. От себя могу лишь добавить, что речь идет о вымыслах, не имеющих под собой никаких оснований. К сожалению, как сейчас модно говорить, мы живем в период «пост-правды». Россию лживо обвиняют во всех грехах, нам приписывают фантастические способности. Но если бы хотя бы часть из того, что тиражируют журналисты, гоняющиеся за сенсациями, о наших сверх способностях влиять на выборы в третьих странах была бы правдой, то мы бы уже давно контролировали весь мир. Впрочем, такой цели у нас и нет.
Если же говорить серьезно, то речь идет о попытке гибридного воздействия на нашу страну. Россию обвиняют во вмешательстве в избирательные процессы в западных странах, в то время как на самом деле наши западные партнеры любыми методами пытаются повлиять на голосование в России, в частности, на выборах Президента Российской Федерации, которые состоятся 18 марта с.г.
В СМИ предпринимаются попытки поставить под сомнение демократический характер предстоящих выборов. В качестве предлога используют что угодно, от возможной «подозрительно» высокой явки, до обвинений в некой политической подоплеке отказа в регистрации А.А.Навального в качестве кандидата. Эти утверждения необоснованны, политизированы и, что самое главное, несостоятельны.
Кстати, о А.А.Навальном. Центральная избирательная комиссия России отказалась регистрировать А.А.Навального в качестве кандидата на пост главы государства в связи с отсутствием у него пассивного избирательного права. Его участию в выборах препятствует имеющаяся у него судимость.
В соответствии с постановлением Европейского суда по правам человека вступивший в силу приговор по его уголовному делу был отменен Верховным судом России, ему даже была выплачена присужденная денежная компенсация. Но было проведено новое судебное разбирательство, по итогам которого вынесен новый обвинительный приговор. И его никто под сомнение не ставит.
С учетом этих фактов, по меньшей мере, странными выглядят требования Государственного департамента США и Европейской внешнеполитической службы о допуске А.А.Навального к выборам. Рассматриваем их как вмешательство во внутренние дела государства, проявление неуважения к независимой судебной системе в России и попытку оказать давление на российские власти в ходе выборов.
Вы затронули предстоящие выборы Президента Российской Федерации. По данным Министерства внутренних дел в Чехии проживает около 40 тысяч граждан России. Будут ли они принимать участие в голосовании на территории Чехии и где они это смогут сделать?
В соответствии с российским избирательным законодательством граждане России, проживающие или находящиеся в период проведения выборов Президента за пределами территории нашей страны, обладают равными избирательными правами с гражданами, находящимися в России.
В реализации этих прав им оказывают содействие российские дипломатические представительства. В этой связи, для проведения голосования на выборах Президента Российской Федерации 18 марта с.г.
в 145 странах мира созданы 393 избирательных участка. Чешская Республика не исключение. Здесь сформированы три избирательных участка при Посольстве и Генеральных консульствах Российской Федерации в Брно и Карловых Варах.
В выборах могут принимать участие не только упомянутые Вами постоянно или временно проживающие в Чехии граждане России, но и многочисленные российские туристы. Для внесения в список избирателей им будет достаточно предъявить российский заграничный паспорт.
В последние дни чешские СМИ комментируют ситуацию вокруг российского гражданина Е.А.Никулин, задержанного в Чехии по обвинению американской юстиции в совершении хакерских преступлений. Российская сторона также направила соответствующий запрос в адрес чешских органов юстиции с просьбой о его экстрадиции в Россию. Чешские суды приняли решение о том, что он может быть выдан как в США, так и в Россию. Решающее слово остается за Министром юстиции Чехии. Не могли бы Вы прокомментировать сложившуюся вокруг российского гражданина ситуацию.
Прежде всего, исходим из того, что вопрос, кому выдавать предполагаемого преступника (и, вообще, о целесообразности его выдачи) относится к исключительной компетенции государства, на территории которого такое лицо находится и в отношении которого оно установило соответствующую юрисдикцию. Это предусмотрено в международном праве, в т.ч. в Европейской конвенции о выдаче 1957 г., участками которой являются и Россия, и Чехия. И мы ни в коей мере не намерены оказывать влияние на реализацию Чехией ее этого суверенного права, или еще каким-либо образом вмешиваться в этот процесс. Тем не менее, в связи с появившимися в чешских СМИ комментариями и интервью по этому поводу хотели бы изложить свое видение ситуации вокруг российского гражданина Е.А.Никулина, задержанного ЧР по запросу американской стороны.
Мы уже неоднократно заявляли, что попытки экстерриториально распространять юрисдикцию американского законодательства на территорию третьих стран, в т.ч. Чешской Республики, неприемлемы. Это же касается появившихся в чешской прессе рассуждений о якобы вынашиваемых планах по похищению Е.А.Никулина или, что уже, вообще, дико, о намерении его убить. Хотел бы со всей ответственностью заявить, что российская сторона сделает все для соблюдения законных прав и интересов нашего гражданина. Консульский отдел Посольства России в Чехии ему оказывает, и будет оказывать консульскую поддержку вплоть до, как мы рассчитываем, его возвращения на Родину. Исходим из того, что российский гражданин Е.А.Никулин, хоть и с подачи органов юстиции США, но задержан был именно чешскими правоохранительными органами и находится под полным контролем Тюремной службы Чешской Республики. Поэтому ответственность за его жизнь, условия содержания и состояние здоровье лежит на наших чешских партнерах.
Мы отлично понимаем, что Чешская Республика с подачи Соединенных Штатов Америки оказалась втянутой в весьма сложную и неприятную ситуацию. Более того, в российско-американских отношениях существует эффективный механизм урегулирования подобных вопросов в двустороннем формате. Действует договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г., в рамках которого наши американские коллеги могли направить соответствующий запрос непосредственно в Россию. Он был бы самым внимательным образом рассмотрен. В свое время, насколько нам известно, этот канал взаимодействия неплохо себя зарекомендовал в частности, в вопросах борьбы с детской порнографией в Интернете. Однако по какой-то причине в Вашингтоне в последние годы предпочитают применять иные подходы, навязывая свою экстерриториальную юрисдикцию суверенным государствам. На этот раз вовлекли в ситуацию вокруг российского гражданина чешскую сторону.
Кроме того, хотели бы напомнить, что речь идет о лице, подозреваемом в совершении уголовных преступлений. С учетом этого нам не совсем понятно, почему из уст некоторых чешских политиков и журналистов звучат рассуждения о необходимости при принятии решения о том, куда будет выдан Е.А.Никулин, учитывать союзнические отношения ЧР с США в рамках НАТО. Ведь в Европейской конвенции о выдаче 1957 г. не прописаны «союзнические» критерии выдачи предполагаемого преступника при наличии конкурирующих запросов о его выдаче. Складывается впечатление, что дело российского гражданина намеренно политизируется, что в правовом государстве недопустимо. Подобные выпады, по всей видимости, направлены на подготовку общественного мнения к решению, у которого, судя по всему, недостаточно прочное правовое обоснование. В то же время у Чешской Республики и Российской Федерации есть взаимные обязательства в соответствии с Договором о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 1982 г.
Странно звучит и тезис о том, что в качестве некоего критерия, по которому будет приниматься решение, является настойчивость сторон, добивающихся выдачи обвиняемого. Такой подход у нас также вызывает крайнюю озабоченность. Общеизвестно, что спецслужбы США при непосредственном содействии чешской стороны оказывали недопустимое давление на Е.А.Никулина с целью получения от него неких признательных показаний. Нам не понятно, почему агенты ФБР были допущены к российскому гражданину, почему им было позволено его «обрабатывать». Ведь это не что иное, как попытка запугать Е.А.Никулина, сломит его психологически, заставить признать любые обвинения, которые ему могли бы быть предъявлены в США. Если речь идет о такой настойчивости, то для нас это неприемлемо, мы с таким подходом, не вписывающимся в элементарные правовые рамки, согласиться не можем. Подобное вмешательство во внутренние дела Чешской Республики со стороны Соединенных Штатов Америки вызывает недоумение.
Удивительно, что в Чехии стараются не вспоминать гражданскую принадлежность обвиняемого, а в международно-правовой практике это один из ключевых факторов, который необходимо учитывать при решении вопросов о выдаче иностранных граждан. Что касается критерия тяжести совершенного деяния, который также предусмотрен в Конвенции 1957 г., то в данном случае не так все просто. Первоначально в запросе о выдаче Е.А.Никулина американская сторона инкриминировала ему деяния, за которые российскому гражданину грозило провести 54 года в тюрьмах США. После же того, когда здесь в Праге стали раздаваться отчетливые голоса о негуманности таких предполагаемых мер наказания, в Вашингтоне, видимо, из-за опасений проиграть судебный процесс в ЧР этот срок сократили в несколько раз. А где гарантия при таком «гибком» подходе, что в случае выдачи Е.А.Никулина в США ему не «накинут» еще несколько составов, эдак лет на 85 тюремного заключения? Законодательство США это позволяет делать, и такие примеры ни для кого не секрет.
Повторюсь, Е.А.Никулин – подозреваемый в совершении уголовного преступления. Если бы у американской стороны были доказательства в отношении российского гражданина, она бы могла на основании упомянутого российско-американского договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам обратиться непосредственно в российские органы юстиции. Однако сделано этого не было.
Международный олимпийский комитет принял решение
о недопуске России к Зимним олимпийским играм в Пхенчхане. Российские спортсмены приняли в них участие под нейтральным флагом. Что Вы об этом думаете?
Считаю это решение несправедливым. Нельзя забывать, что вердикт исполкома Международного олимпийского комитета имеет и чисто человеческое измерение. Атлеты готовились к Олимпиаде на протяжении всей своей спортивной жизни. Ведь у наших олимпийцев брались допинг пробы значительно чаще, чем у всех их соперников. Это тяжело, прежде всего, психологически. К тому же они выступали без национального флага и гимна. Для любого спортсмена это несправедливо, все это ставило наших атлетов в заведомо невыгодные условия. Российские власти не только не препятствовали участию наших спортсменов в зимних Олимпийских играх, но оказывали им максимальную поддержку, как и подобает в случае направления на спортивные соревнования национальной сборной.
Олимпийский комитет утверждает, что речь шла о наказании за допинговые скандалы, которые якобы организует непосредственно российское государство. Можете это прокомментировать?
Наказали прежде всего вполне конкретных спортсменов. Причем даже тех, кто запрещенные препараты не применял.
Доказательств же участия российского государства в допинговых нарушениях представлено так и не было. Это касается и вердикта МОК.
Он основывается, главным образом, на голословных обвинениях лиц, находящихся под контролем американских спецслужб – об этом международные спортивные чиновники открыто заявляют. Ведь вся аргументация построена на показаниях людей, точнее одного человека, который сам был вовлечен в допинговые махинации. Какое может быть доверие к таким выводам? Как можно принимать настолько важные решения на основании столь зыбкой доказательной базы?
Помимо этого, у всего происходящего вокруг российского спорта есть и более широкий контекст. Создан прецедент наказания спортсменов целой страны, даже тех, в отношении которых не то чтобы вина не доказана, даже подозрений не существует. Завтра такое же может случиться и с атлетами любой другой страны. Очевидна политическая подоплека этих действий. К сожалению, принцип «Спорт – вне политики» уже не действует. А это уже удар по всему олимпийскому движению, по тому, как оно воспринимается мировой общественностью. Последствия сложившейся ситуации нам всем еще предстоит осознать, и совместными усилиями искать пути их преодоления.
Каковы перспективы торгово-экономического сотрудничества между Россией и Чехией на ближайшие годы?
Я уже говорил о том, что наши торгово-экономические отношения после спада в 2014-2016 годы вступили в период позитивного развития. Двусторонний товарооборот в 2017 году увеличился на 29,7% и составил более 8,4 млрд. долл. США. Экспорт России вырос на 43,1% и превысил 4,9 млрд. долл. США, а импорт из Чехии показал рост на 14,9% и превысил отметку в 3,5 млрд. долл. США.
Происходят позитивные изменения в структуре российского экспорта
в Чехию. Речь, в первую очередь, идет об увеличении доли высокотехнологичной продукции. Поставки российских «машин, оборудования и транспортных средств» в Чехию выросли почти в 2 раза и составили 9,1% от стоимостного объема экспорта РФ в ЧР. Его значительную часть составляют легковые автомобили марки Шкода, которые собираются на заводах в России и ввозятся в Чехию, а также ТВЭЛы для чешских АЭС.
Как показывает опыт, успех чешским компаниям в России сопутствует тогда, когда они локализуют свое производство в нашей стране, участвуют в проектах импортозамещения. Ряд долгосрочных соглашений, подписанных по итогам визита Президента Чехии М.Земана в Россию, предполагает размещение производства в нашей стране. Наглядным примером служит проект по сборке чешских тракторов Zetor во Владимирской области с применением комплектующих российского производства, реализация которого рассчитана на 4 года.
Помимо традиционных областей взаимодействия в машиностроении, атомной энергетике, нефтегазовой отрасли, на транспорте, в развитии туризма, новым фактором роста экономик наших стран может стать и сотрудничество в сфере высоких технологий и инноваций, которое будет способствовать реализации концепции четвертой промышленной революции (průmysl 4.0). Данное направление является приоритетным, как для российского, так и чешского правительства.
Не секрет, что в настоящее время в России полным ходом идет модернизация экономики. Односторонние санкции сдержать этот давно назревший процесс не в состоянии. В нем активно участвуют западные компании. Будет эта работа продолжаться с участием чешского бизнеса или без него зависит только от наших чешских партнеров. Многие, отлично понимая потенциал роста российского рынка, не спешат его покидать, расширяя свое присутствие в России. Убежден, что за таким дальновидным подходом будущее.
Правительство ЧР планирует расширять мощности чешских атомных электростанций в Дукованах и Темелине. Намерена Россия участвовать в реализации этих проектов?
Одним из ключевых направлений совместной работы является дальнейшее укрепление взаимодействия в сфере атомной энергетики в рамках имеющихся и перспективных проектов. Кооперация российской и чешской атомной промышленности позволит увеличить производственный потенциал и конкурентные преимущества обеих стран при освоении мирового атомного рынка и активного продвижения технологии реакторов ВВЭР.
Богатый опыт нашего сотрудничества в области атомной энергетики позволяет нам с уверенностью говорить, что российская сторона могла бы локализовать более 70% работ по расширению мощностей чешских АЭС на чешских предприятиях. Убежден, что масштабное подключение чешских подрядчиков положительно отразится на развитии промышленности Чехии.
Стоит также отметить, что местные компании являются субпоставщиками для проектов Госкорпорации «Росатом» в третьих странах, а российская сторона участвует в обслуживании чешских АЭС и поставляет для них в соответствии с долгосрочными контрактами ядерное топливо. Очевидно, что наши национальные интересы в этой высокотехнологичной отрасли во многом совпадают.